Новости и события

25 Мая 2017 года Фестиваль волейбола
25 Мая 2017 года СЛЕТ ВЫПУСКНИКОВ

Карта Шамильского района

укажите село, чтобы получить
информацию

Кремль Правительство Сайт НСРД Официальный интернет-портал правовой информации

село Батлух

     Саадоев Магомедарип Магомедович , 1955 г.р.

глава МО «с/с Батлухский» , образование среднеспециальное

 


   Сельсовет Батлухский образован Декретом ВЦИК от 20.0I.I92I г. в составе Батлухского участка Аварского округа как Гортльбатлухский, а с I946 г. Батлухским сельсоветом. В I946 г. вошёл в Кахибский, с I960 г. в Советский, а с 24 февраля I994 г. в Шамильский район. Постановлением Президиума ЦИК ДАССР от 6.I2.I929 года присоединена сел.Заната из Могохского сельсовета. С 23.07.I992 года из его состава вышла сел.В.Батлух и образована самостоятельная сельская администрация.

    Один из древнейших селений высокогорного Дагестана наряду с такими селениями, как Тануси и Карадах, считается и селение Батлух.
    Батлух - Бакълъухъ - в переводе с аварского языка означает «У солнца», «На солнечной стороне».
Селение Батлух расположено на гребне горы с скальным утесом, находящийся у подножья Хунзахского плато и у начала Богосского хребта. О древности села Батлух можно судить по многим фактам. Это и находки, найденные при строительстве домов, свидетельствующие о том, что .люди здесь жили еще в период бронзового века и начала железного века. Это и язык, то есть диалект южно-аварского языка, на котором говорят в селениях Карадах, Голотль, Батлух и Анцух. Это говорит о том, что эти селения появились здесь еще в период освоения бассейна Аварского Койсу, то есть в IV-III тысячелетиях до н.э. Древнее селение Батлух было расположено на скальном утесе, куда вход был только с одной стороны, называемый «КавутIа», т.е. «у ворот». В самом селении и вокруг него обнаружены доисламские захоронения, найдено много вещей в могилах, также обнаружена могила катакомбного типа, что не характерно для горного Дагестана. Вокруг села Батлух находились еще 6-7 маленьких селений, которые со временем присоединились к селу Батлух. Причиной образования большого села Батлух мы считаем внешнюю угрозу и незащищенность этих селений. Еще причиной можно считать религиозный фактор.
    Малые селения ГIакуда, Щалгьи, ГьикIолалъ, Кулжахъ, ЦIиясуб, Килалъ были расположены на незащищенных природой местах. Население этих селений исповедовали разные религии: христианство, проникшее из Грузии; зороастризм; разные верования. Малочисленные эти селения не могли защищаться от врагов: Хунзахских феодалов, грузинских царей, монголо-татар. Именно в ХII-ХIV веках в Дагестане начинается процесс укрупнения сел. Это связано и с проникновением и распространением в нагорном Дагестане Ислама.
    Батлухцы приняли ислам в ХIII-ХIV веках и объединились в одно село Батлух. Об этом свидетельствуют такие факты, как строительство большой мечети, находящейся за пределами старого села. То есть мечеть, построенная в 973 году Хиджры (I565-I566 гг.), находится в центре села, образованного из трех тухумов-кварталов: Атагъилал, Пачагъилал, Тапсолал. Эти тухумы (родовые общины) пришли из селений объединившихся в село Батлух: Тапсолал - из села-хутора ЦIалгьи, Атагъилал - из села ЦIиясуб, Пачагъилал - из села Килалъ и Кулжахъ. Но не все села вошли в новое объединение. Например, жители села ГьикIолалъ, не желая жить выше где мало воды и плодородной земли, ушли и вместе с двумя другими тухумами положили начало селу Ансалта в Ботлихском районе еще в XV веке. И после объединения в село Батлух среди тухумов происходили споры и разногласия, доходившие до открытого противостояния. Об этом свидетельствует маленькое кладбище в авале: «Магъили», где похоронены люди из тухума-квартала - Тапсолал. Общее кладбище находилось за селом ближе к тухуму Пачахилал и когда между тухумами Тапсолал и Пачахилал было противостояние, умерших из тухума Тапсолал хоронили именно здесь.
В 98I г. Хиджри от селения Батлух образовалось селение Заната. Об этом свидетельствуют эпиграфические памятники, обнаруженные при строительстве дома в с Заната. Совет старейшин села Батлух, не желая дальнейшего обострения отношений между тухумами, переселил некоторую часть жителей в местность, называемую Заната. Там уже в XV веке было отдельное селение.
    Территория села Батлух на востоке смыкалась с территорией села Голотль ,в местечке, где сейчас находится село Андых. Здесь находилось пастбище батлухских быков и их стоянка на берегу речки. В XV веке здесь, чуть выше дороги, которая вела в Хунзах, появилось селение Андых, основоположниками которой являлись жители села Батлух и Хунзах. В XVIII в образовалось селение Могох, от переселившихся жителей села Батлух. О том, что могохцы переселились позже всех говорит тот факт, что диалект у них более похожий на батлухский, чем у других переселившихся. К ХV-ХVI векам можно относить появление села Амсу - ныне село Верхний Батлух . Не желая больше терпеть притеснения беков, жители этого села убежали от них и нашли приют неподалеку от села Батлух, к западу от него. Судя по языку, они ближе к Хунзахцам, а со временем их язык трансформировался в близкий к батлухскому.
По данным завещания Андуника, составленного в I485 году, батлухцы находились не в составе Хунзахского ханства, а на границах Хунзаха. В XV-XVI веках батлухцы платили чисто символическую дань Хунзаху: мешок с зерном вместе с ослом. Батлухцы в одностороннем порядке расторгли этот договор о платеже дани Хунзаху. Хунзахский хан грозился, что он разрушит это село с «колоннами», т.е. «чалабазул росо». Но после того, как батлухцы оказали помощь Хунзаху в борьбе с жителями Салатавии и Гумбета, "НахъбакI", хунзахский хан в благодарность этому отдал Батлуху пастбище «ЧАРА-МЕГIЕР».
   Батлух -село метких охотников, талантливых каменщиков и находчивых воинов. Когда воины ушли на помощь Хунзаху, враги захватили территорию вокруг села. Узнав о том, что воинов в селении нет, они начали пировать, предвкушая близкую победу. Один старик, который не мог сам ходить, попросил, чтобы его вынесли к воротам, т.е. к КавутIа и дали ему лук со стрелой. Через наблюдательное отверстие этот старик поразил вражеского зурнача через отверстие в зурне. Пир смолк, зурнач упал бездыханным. Враги собрались и ушли восвояси.
   Мечеть в селении отреставрирована в I838 году, по указу наиба ГьитIинова, в I848 году построили и минарет. Этот минарет был заново отстроен в конце XIX века выдающимся зодчим по имени ТаламухIамад. Этот минарет и сейчас высится в сел. Батлух и украшает село. ТаламухIамад (ТалохIма) построил такой же минарет и в селении Тануси Хунзахского района.
   Около 30 человек из Батлуха были мюридами имама Шамиля и приняли участие в борьбе за независимость в 20-х годах XIX века. О мудрости и находчивости наиба МухIумы из Батлуха говорится и в .хрониках кавказских войн. Батлухское наибство с I860 года до I900 г. находился в составе Аварского округа, а с I900г- в составе Гунибского округа.
   Батлухцы приняли участие и в русско-турецкой войне I877-I878 годов. На этой войне, проявив храбрость, погиб бегавул Батлуха Хъвайчилав. Большой отряд батлухцев приняли участие в восстании I877 года во главе с имамом Мухамад-хаджи. Руководители этого отряда Чахъма-дибир, Нури-дибир после подавления восстания были отправлены в ссылку в Саратовскую губернию вместе с семьями.
   Батлух в ХVII-ХIХ веках стал центром батлухского союза сельских общин или по-другому - Тлурутли, регулировал отношения внутри общества, союза и отношения с окружающими Хунзахом, Гидатлем и Ахвахом. Батлухцы приняли участие в русско-японской и в Первой Мировой войнах. Сын Нури-дибира Абдула участвовал в этих двух войнах, а также в гражданской войне в Дагестане, а его сын Магомед (Борис) - офицер Советской Армии - дослужился до звания майора в Великой Отечественной войне. Махол Мухума (Ахмед Аварский) - всадник I-го Дагестанского полка во время Первой Мировой войны стал офицером, участвовал в гражданской войне, правда на стороне Нажмудина Гоцинского, впоследствии I920 г эмигрировал в Турцию, стал бизнесменом и крупным публицистом свободно владел аварским, турецким, арабским и русскими языками. В I970-м году приезжал в Дагестан, похоронен в Турции на острове Бююк Ада.
   Деятельное участие батлухцы приняли и в гражданской войне. Многие с оружием в руках воевали в отрядах Шамхала Салихова и Муслима Атаева. Отряд из Батлуха ушел с партизанами, боровшимися с деникинцами и дошел в марте I920 года до Порт-Петровска и вернулся осенью того же года домой.
В I928 году в сел. Батлух была построена начальная школа. I927 г. создана комсомольская ячейка. В I936 году создан колхоз. В основном занимались разведением скота и земледелием. В 30-х годах силами молодежи села построили автомобильную дорогу до села.
   Во время Великой Отечественной войны из Батлуха на фронт ушло 55 человек, из них 3I - не вернулись. Сейчас из ветеранов в живых остался один - Гитинов Шарапудин. Батлухцы во время войны оказали фронту огромную помощь: женщины и подростки заменили ушедших на войну мужчин, покупали у государства заем, собирали теплые вещи и продукты для воинов, участвовали бойцами в истребительном батальоне и доставке военных грузов в труднодоступные горные районы Дагестана и Грузии.
   В I969 году в сел. Батлух открыта средняя школа, 1-ый выпуск которой, за исключением немногих, все получили высшее образование. Среди них был и депутат Верховного Совета Дагестана, главный врач диагностического центра Дагестана, убитый террористами в I992 г. Магомед Сулейманов, чье имя носит сегодня средняя школа в селе Батлух. В просвещении жителей Батлуха большую роль сыграли русские учителя, которые в 50-70 годах работали в селе.
   Ныне выпускники школы - выходцы из Батлуха и из других сел - Занаты, Верхнего Батлуха, работают на ответственных должностях в районе, Республике и за пределами Дагестана. Среди них мы можем перечислить профессора Давудов Омар – из с. Заната, Абакаров Арип – из с. ВБатлух, главу администрации Шамильского района Абдулвахида Гаджиева, заместителя руководител хадж-мисии России и помощника депутата Госдумы - Магомеда Гамзаева, следователей по особо важным делам республиканской прокуратуры Сайпудина Дибирова и Мухтара Асадулаева, кандидата исторических наук Мадамагомедова Джамалудина, известных поэтов Дагестана Магомеда Гамзаева, удостоивщий гос. премии, Паизулу Паизулаева, Джабраила Гасанова, Магомеда Гаджиева из Заната, редактора республиканской газеты «Ассалам» Магомедрасула Омарова, начальника отдела хаджа ДУМД Магомеда Мачилаева, имама центральной мечети г. Махачкалы Магомедрасула Саадуева и многих других.
   Известно село Батлух и своими учеными-арабистами и тарикатскими шейхами. На съезде ученых-алимов Дагестана, созванном в ноябре I923 года в селении Кахиб среди более чем 70 ученых были и батлухцы Сааду-хаджи и Яхья-хаджи. Большую известность и значение приобрел сын Сааду-хаджи - Сааду-хIажиясул МухIамад, (да очистится его душа) и много его учеников. Среди его учеников-алимов большую популярность в Дагестане имеет ученый- арабист ГIабдулгъапурил ГьитIиномухIамад. Выдающимся ученым XVII века, на которого ссылался в своих работах Магомед Кудутлинский, был Гъулил МухIамадил МухIамад, в XIX веке- Будун ХIажи, ИсхIакъ Дибир, Нурил Дибир, Чахъма Дибир, МухIамад-дибир который был членом шариатского суда в Хунзахе, где председателем был Гамзат Цадаса. Одно время они учились перед Абдурахман-Хаджи из Заната. Исполняя указание СаадухIажиясул МухIамада, в начале 90-х годов в Батлухе построили одну из первых в Дагестане медресе. В медресе стали обучатся дети со всех концов Дагестгна и вскоре выпускники медресе стали учителями и имамами почти во всех уголках Дагестана. На сегодняшний день они работают не только в селах Шамильского, но и в Ахвахском, Хунзахском, Гунибском, Чародинском, Гергебильском, Унцукульском, Буйнакском, Ботлихском, Кизилюртовском, Хасавюртовском, Кизлярском, Тарумовском районах, в нескольких мечетях и исламских учебных заведениях города Махачкалы.
   Сейчас селение Батлух - это большое и благоустроенное село с современными домами, дорогами, водопроводом. В селе проживают более 450 хозяйств. В 2005 году в селе открыт исламский институт, имеющий государственную лицензию на преподавание исламских наук, начальная школа.
   6 августа 2005 года в сел. Батлух состоялся съезд алимов Дагестана и одновременно день села, на которое приехали со всего Дагестана, из Казани, из Москвы более I0 тысяч гостей и приглашенных. Здесь присутствовали четыре тарикатских шейха: Сайд - Афанди Чиркейский, Мансурил МухIамад Афанди, Арслан ГIали ХIажи Афанди, ГIабдулвахIид Афанди.

     Краткая история селения Заната


     Сел.Заната образовалось в результате переселения людей из «Махалс» и «Нокотль», так же в это селение из Батлуха переселился человек знатного рода Дибиров Омар. За отцом переселились и его два сына Гитиномагомед и Гитиномухумая. В настоящее время в селении Заната основной тухум происходит от этих братьев.
     Сейчас в сел.Заната только 59 хозяйств. Подавляющее большинство населения проживают в городах республики и вне Дагестана. Из рода Гитиномагомедовых вышел сын Думалав знатный лекарь и мастер всех дел. Его сын Абдурахман ученный арабист, регистр, работавщий кадием во время правления аварией Кайтмазом аварским в Хунзахе.
В сел.Заната были арабисты и тарикатисты Мухума Кодоч, Хаджи Хорта, Гитиномухума и многие другие. Занатинцы принимали участие в отрядах имамов Газимагомеда, Гамзата и Шамиля. Воевали в I877 году против Турок русского царя. Участвовали во всех войнах совершенных против России и СССР, но имена их сейчас не помнят.
     В нашем районе впервые товарищество и коллективное хозяйство было создано в 30-х годах, в сел.Заната и Тлях. В честь этого, в сел.Заната было открыто сельПО, а в Тляхекурсы реальной школы. Об этом была сочинена песня народным поэтом Дагестана Гамзатом Цадаса.
После первой половины тридцатых годов занатинцы Гитинов Али работал завОНО в Цумадинском районе. Маламагомедов Маламагомед - первым секретарем РК ВЛКСМ в Гумбетовском районе. Малаев Магомед- директором школы в сел.Ассаб. Маламагомедов Гитиномагомед - директором школы сел.Карата, Ахвахского района. Во время войны в I94I-45 годах все они были офицерами, обучались в полковых школах и не вернулись с войны, также из 22 человек не вернулись домой I2 воинов.
     Выходцы из сел.Заната на различных должностях работают вне района, Республики и россии так, в ДНЦ РАН заместителем директора работает доктор исторических наук профессор Давудов О.М. окончив аспирантуру в ДНЦ РАН работает и Маламагомедов Джамалудин Джамалодин.
     Давудов Шамиль доктор исторических наук, работает в Москве. Из сел.Заната была певица Думалаева Патимат, выигравшая на конкурсах в Махачкале среди певиц того времени, признавшая лучшим голосом Дагестана. В МВД РД работает Магомедов М.Д. подполковник милиции, участник Афганских и Хаджалмахинских событий, награждён орденами и медалями. Маламагомедов А.Г.-начальник ревизионного отдела ДПС РД, «Отличник потребкооперации РД», «Заслуженный экономист РД», награждён орденом за заслуги в развитии потребкооперации России и другими грамотами. Гаджиев М.И.-«Заслуженный строитель РД», директор МСО района, Гитинов Х.М.-«Заслуженный экономист РД», бухгалтер ОАО «Шамильское ДЭП № 43», Гаджиев М.М.--работает юристом в администрации района.