Новости и события

30 Ноября 2017 года День Матери
23 Ноября 2017 года Подвели итоги конкурса

Карта Шамильского района

укажите село, чтобы получить
информацию

Кремль Правительство Сайт НСРД Официальный интернет-портал правовой информации

село Голотль

Главная /Поселения /село Голотль

      Алиев Магомед Гамзатович, 1961 г.р.,

глава МО «с/с Голотлинский» , образование высшее, закончил ДГПИ

      

Сельсовет Голотлинский образован Декретом ЦИК 20.0I.I92I г. в составе Хунзахского участка Аварского округа. В I926 г. вошёл в Кахибский,с I960 г. в Советский, а с февраля I994 г. в Шамильский район. Постановлением ПВС ДАССР от 06.I0.I929 г. присоединено село Датуна из упразднённого Нитинского сельсовета. Постановлением ПВС ДАССР от I9.05.I954 г. присоединено сел Гоготль, а постановлением ПВС ДАССР от I9.08.I957 г. сел. Датуна передано в Андыхский сельсовет. Указом ПВС ДАССР от I6.08.I965 г. сел Гоготль вновь выделен в самостоятельный сельсовет. С 25.I2.I968 г., сел.Датуна передано в состав Голотлинского сельсовета.

          О создании селения Голотль не установлена конкретная дата. Это очень старинное поселение. Селение создано путем соединения четырех тухумов. Тухум Дадилал проживали в местности Ботиккал, теперь эти земли у Гоготлинцев. ГIебулал проживающие в местности ЛъаргIариб, ГIусбанилал проживающие в местности Гъоркьахужахъ и тухум Гергилал проживающие в местности БухIуниб. Все эти тухумы переселившись из границ поселений объединившись построили одно селение в местности «Идал гIали» Это место подобрали как удобное для обороны от внешних врагов. С северной стороны селение защищает высокая непреступная скала « ИТЛЯ» горы. С запада река «Тобот» которая протекает с Хунзаха. С юга и с запада с. Старый Голотль защищает река «Аварское койсу».В старое селение вход первоначально была из двух ворот. В вечернее время эти ворота закрывались, этим и защищались в вечернее время от врагов.
Первоначально в селении проживало 60-70 хозяйств. Голотлинцы занимались земледелием и животноводством, наряду с ним начали заниматься и садоводством. По преданиям старожилов на участках у реки «Аварское койсу» обильно росли пшеницу, горох и другие зерновые культуры. До вхождения Голотлинцев в Хунзахское (Аварское) ханство они поддерживали тесную связь с Куядинским вольным обществом. При необходимости Голотлинцы выступали против врага вместе с Куядинцами. По предложению Гидатлинского общества Голотлинцы предоставили трем сыновьям Магомедхана Казикумухского убежище после смуты с Сурхаем. Из – за погодных условий через год они переселились в другие места Гонода, Телетль и Гоцатль. В то время с. Голотль не был транзитным поселением, это было глухое место. Голотлинцы, по призыву предводителей духовенства, активно боролись против Надыр-шаха. И во времена имамов, особенно Гамзатбека и Шамиля, Голотлинцы помогали Муртазекам одеждой, продовольствием и людьми. В разные времена на бой уходили I5-30 человек из молодых людей. Рассказывают, что во время Шамиля был храбрец по имени Халатасул Лабазан. Он говорил: «Какая разница между нами и наибом Хаджимурадом, что делают они то и мы сможем делать». Такой хабар Лабазана Голотлинского дошло до Шамиля и Хаджимурада. Хаджимурад очень рассердился на подобные выходки Голотлинца. Через день было сражение в с.Салта. Имам и Хаджимурад увидели, как смело Лабазан вклинился в гущу русских и сражался с ними. Тогда Хаджимурад сказал: « Такому храбрецу можно говорить о нас любое слово».
Голотлинцы приняли активное участие и в гражданской войне. В отрядах М. Атаева, М-М Хизроева против белогвардейцев боролись Голотлинцы Муртазаалиев М (Умахаджи ), Мирзал Магомед и многие другие. В отряде Кара Караева шеф поваром работала Ханмагомедова Патимат. Когда отряды Кайтмаза окружили крепость в Арани Кара Караев с письмом к М Атаеву послали отца и сына Магомаевы. Впоследствии, в рядах МВД долгое время работал сын Магомаева Гитиномагомед.
           В тридцатые годы в сел. Голотль был построен консервный комбинат, I937 году была построена электростанция, для села и консервного завода. В этом же I937 году и был создан колхоз. Первую школу в с. Голотль построили в I925 году. Этот покой нарушила Отечественная война I94I - I945 годов. Многие голотлинцы ушли на фронт, а из поля боя не вернулись 54 человека. Во время войны стал знаменитым хирург Максудов Магомед. Впоследствии он стал ректором мединститута, в гор.Махачкала, Депутатом Верховного Совета ДАССР и Министром здравоохранения РД.
      В сел Голотль, после принятия ислама в I4 веке, было открыто медресе, где обучали арабскому языку . Здесь есть зиярат Шейха Али.Говорят во время боев с русскими в Гергебиле, Карадахском мосту и т.д. Шамиль имам в свободное время приезжал сюда на зиярат. Также, в одно время с женой голотлинкой здесь жил устаз из с.Ассаб Абдурахман - Хаджи. Рядом с зияратом Шейха Али имеется и зиярат дочери Абдурахман — Хаджи Ассабского. Шейх Али сын Тедури скончался в I652-53г.
     В I6 -I7 веках, в составленном завещании предводитель Хунзахского войска по имени Иса пишет, что все земли, находящиеся под моим владением - пашню, сады и усадьбу, делить на две части. Одну часть передать пяти моим рабам мужского и женского пола, получающим свободу, другую - « трем мечетям, одна из которых находится в моем селении». Имеется виду в Самилахе, Хорихе и в Тлярах - Шотода..( Хунзахского района ). Текст такого завещания был составлен Исой в присутствии хунзахских дибиров, которые должны были следить за его выполнением, а также за уплатой его долгов, остававшихся за ним (Исой). После этого, между законными наследниками Исы и тремя его бывшими рабами - Ивани, Герги и Бариян произошел спор. В конце концов Исой им дали три доли по одной каждому и по две доли тем законным наследникам. Гази расcпорядивший владениями Исы видимо был вольноотпущенник - откажется от притязаний на то имущество Голотлинцев, которое было предназначено ему Исой. Данное соглашение было составлено в I7 веке при свидетелях Хунзахского кадия Максуда, дибира Шейхмухаммада Урибского, его ученика Омара Акушинского и других свидетелей из Арадераха, Ахалчи, Хунзаха и т.д. При подобных же свидетелях в I7 веке при Дугри - нуцале 2 в I699 году на сходе села было решено расселить пришлых людей на своих землях находящихся в местности Нитаб, Накитль и Малиданаха то есть в Датуна, и они должны были преподнести в пользу Хунзаха ежегодно по I0 мерок зерна, и до конца света, хотя у них станет I000 человек. Впоследствии, граница Голотля доходила до Андыха и граничила с Батлухцами.
        В с. Голотль выросли много замечательных людей прославивших не только родное село, но и республику. Исалмагомедов М.М, Заслуженный экономист РД, депутат Народного Собрания, человек проработавший на различных должностях района, инициатор программы «Горы»; Магомаев Абдулмалик, уважаемый консервщик горного Дагестана; Мусаев М.М, много лет возглавивший совхозы « Голотлинский», военврач майор Мусаев Гаджимурад, Гитинов Алимагомед, проработавший заместителем зав. УО района; Мусалмагомедова П, знатный садовод и полевод совхоза « Голотлинский» данное время директором СПК «Голотлинский» работает Халидшаев М. Особая честь и уважение учительнице, русской девушке Мошкиной Тамаре Васильевне, учителю Гаджиеву М-дгаджи. Есть в Голотле и Чернобыльцы, участники Афганских событий и многие другие. Рожденный петь и приносить людям радость, так называли знаменитого певца из Голотля Магомеда Омарова. В селении Голотль с 30-х годов функционирует Дом культуры, библиотека и другие культурные учреждения, магазины, почтовая связь.

    Из истории сел.Датуна


       Селение Датуна с 6.I0.I929 г. вышло из упраздненного Нитинского сельсовета и входит МО « сельсовет Голотлинский». В настоящее время в нем проживают около 80 хозяйств.
     Само название Датуна это Грузинское слово, происходившее от имени Датунадзе или Датун. Датунатинцы рассказывают, что первоначально здесь жил грузин и аварец из Хунзаха они и построили себе дома. В то время это место называлось « Малида нахъа» т.е. ( за лестницей). Причиной этому явилось, что туда не было дороги без лестницы. От того места, где в настоящее время находится дома братьев Абакара и Патаха Адалаевых. Недалеко от селения в другом ущелье и сейчас сохранена христианская церковь IХ-ХII веков, что является свидетельством тому, что раньше во время правления Аварского хана Сураката жили христиане, и Датун построил себе церковь. В потолке этой церкви до недавнего времени был вмонтирован большой крест. По преданиям, однажды, рано утром у ворот Хунзахского хана стоял молодой человек-грузин, держа уздечку коня, поодаль стояла и его молодая невеста.
      Парень объяснял охране хана, что он его гость и хочет попросить у него убежище. Причиной этому послужило, что он у себя на родине убил человека из богатого рода, за что и убежал в соседний Аваристан, о чем он и рассказывал хану. В сопровождении людей хана, грузин попал в «Малида нахъ». Возможно, что хан этого грузина переселил в «Малида нахъ» за то, что там находится свободная земля. С грузином в это место переселили и одного хунзахца по имени Гусейн. Первоначально для обустройства и для строительства дома грузину помог сам Хунзахский хан. Здесь грузинская семья подготовила себе земельный участок, посадили сад, в свободное время он ходил на охлту, а жена стирала одежду на берегу речки. Когда по речке « Аварское койсу» унцукульцы плавили лес, они заметили дом, где в прошлом не стоял. На берегу речки они нашли женщину- красавицу, которая не знала аварского языка. Один из унцукульцев похитил эту женщину. При возвращении домой Датунадзе не застала свою жену ни дома, ни у речки. Тогда он пошел в Хунзах к гостью-хану и поведал его о случившемся. Тогда хан послал во все стороны своих гонцов, разузнать, где находится жена гостя. Через пару дней гонцы вернулись. Они узнали, что красавицу - грузинку похитили унцукульцы. Хан дал распоряжение, чтобы к нему привели похитителя. И грузин, тоже, с позволения хана поехал в Унцукуль. Грузин не стал убивать свою жену и похитителя. Но, очень строго велел жене, чтобы немедленно уехала к своим родителям в Грузию. Он заявил: «После того, как ты попала в руки «Леки» (аварца), тебе не место со мной».
    Впоследствии, Датунадзе принял религию ислам, женился на аварке, постепенно изучал аварский язык и стал мусульманином. При хунзахском хане Дугри- нуцале II в I699 году под его председательством хунзахцы, старики и юноши, провели сходку. На ней они согласились расселить пришлых людей на своих землях находящихся в местностях Нитаб, Накитль и Малиданахъа т.е (в Датуна). Эти поселенцы обязаны были ежегодно вносить по I0 мерок зерна в казну Хунзаха и делать это до конца света, даже если в их селах будут по I000 дворов в каждом. При этом свидетелями были ученые из Уриба, Акуши, Арадериха, Ахалчи и т.д. После переселения людей из разных мест этому селению дали название Датуна в честь того грузина Датунадзе.
    При правлении Мухаммад - нуцала II между хунзахцами и гидатлинцами было соглашение согласно, после чего нуцал оставил Датунатинскую часовню и прилегающие земли в пользу Гидатлинцам.
В селении Датуна были ученые арабисты, как Датунадаса МухIума, Сагитав, Омарил МухIаммад и другие. В сел. Датуна развито садоводство. В I936-х годах был создан свой колхоз. В последствии расформировав его, их объединили в совхоз «Голотлинский». В настоящее время там организован кооператив.
Датунатинцы участвовали во всех войнах, в русско- турецкой, русско-японской во времена имамата, в I- и 2-й мировых войнах. Датунатинцы работают в разных местах Дагестана и России.