Новости и события

30 Ноября 2017 года День Матери
23 Ноября 2017 года Подвели итоги конкурса

Карта Шамильского района

укажите село, чтобы получить
информацию

Кремль Правительство Сайт НСРД Официальный интернет-портал правовой информации

село Гоор

         Антигоев Абдула Шехмагомедович, глава МО «с/с Гоорский», образование - средне-специальное

 

      Сельсовет Гоорский образован Постановлением Президиума ЦИК ДАССР от 06.I0.I929 г. за счёт разукрупнения Кахибского сельсовета. С созданием Гоорского сельсовета в него входит и населённый пункт Гоор-хиндах.

      О Гооре и гоорцах написано немало, снято несколько фильмов, немало фотографий в книжных иллюстрациях, о гоорском танце говорит не только Дагестан, но и вся Россия. Многие называют Гоор и «страной башен». Именно это обстоятельство и привлекает в старый Гоор многих известных ученых не только из нашей Республики, но и из стран СНГ.
        Время основания села неизвестно. Но есть предания, что он образовался от сел. Урада, то есть от сыновей гидатлинского Шамхала. Об этом свидетельствуют гидатлинские адаты. Из шести сыновей Шамхала у троих мать была жива, а у троих мать умерла. Шамхал разделил землю между сыновями путем жеребевки. Сыновья у которых мать была жива, благодаря хитрости их матери, получили лучшие земли, а именно: земли Урада достались ее первому сыну, земли Тидиба - второму и земли Гента - третьему. На худшие земли выпал жребий тем сыновьям, мать которых умерла. Первый сын получил земли Хотода, второй - земли Гоор и третий - земли Кахиба. У сына, которому достался Гоор родились трое сыновей: Гъази, Марзи, Сурхет, и от них произошло селение Гоор и три основных тухума: Газилал , Марзилал, Сурхетилал.
        По преданию первоначальное село было расположено внутри лесного массива в местечке Зулерииб, где имелась сточная родниковая вода, пахотные земли. Жители села постоянно подвергались нападению крупных сел, которые уводили скот и грабили жителей села. В один из таких нападений селение было подожжено. Жители Гоора в целях обезопасить себя не рискнули восстановить село и было решено построить селение в более безопасном месте « Кунзатль» вдали от леса. Время основания села Кунзатль тоже не известно, но предполагают возможный вариант – до принятия ислама. Об этом свидетельствуют следующие факты: могильники, надгробный камень с крестом и мертвые похоронены в одежде.
Так как жители села опять начали подвергаться грабежам и нападениям крупных общественных объединений, жители Гоора переселяются на край пропасти, где они чувствовали бы себя в безопасности практически с трех сторон. И в настоящее время это селение сохранилось и сохранились боевые оборонительные башни. Есть предания, что между этими башнями поддерживалась связь и подземным ходом, но подтверждения этому не нашлись. Время основания старого Гоора точно не известно, но ученые археологи по керамической посуде определили конец I7 начало I8 века. Многие предполагают, что название села произошло из - за того, что здесь постоянно дуют сильные ветлы «Гьури — Гьоор». Жилища строились в основном полтора - двух этажные. Обычно, на первом этаже располагался хлев для скота.
Особо следует отметить оборонительные сооружения - башни. Высота башен составляет I0 - I5 метров, строго четырехугольные, четырехэтажные, с внутренним входом. В башнях имеются специальные окошки, из которых в случае нападения врагов велась стрельба. Жители села могли выдержать длительную осаду, так как в башнях находились запасы пищи на длительный срок. Башни строились тухумно и запасы пищи делались тухумно. В жилищах окна и двери делались маленькими и закрывались ставнями.
Основными видами занятий у гоорцев были земледелие и скотоводство. Все жители Гоора были равноправны. Представителей высшего сословия в Гооре не проживало, но были люди, которые выделялись богатством, большими землями и скотом. В собственность джамаата входил лес, пастбища и покос. Земля делилась на тухумные, частно-собственнические и вакуфные. Каждый член джамаата имел полное право на совместное пользование общинной землей.
      Важное место в общественном быту у гоорцев занимал обычай гостеприимства. Традиционно для устройства гостья, охраны его личности и его имущества, удовлетворения его потребностей они ничего не жалели. Любой горец, пользовавшийся гостеприимством хозяина, становился его кунаком.
Важное место в жизни гоорцев занимали общественные обряды и игры, в частности: «оц-бай», праздники жатвы, уборки урожая. Обычно эти праздники проходили на открытом месте. Сопровождались музыкой, пением, танцами, спортивными состязаниями: метанием камня, бегом, борьбой, верховой ездой и т. д.
В настоящее время, коренным образом изменилась жизнь и быт гоорцев. Изменился и облик самого села. Произошли большие изменения в сознании людей и в их психологии. В связи с улучшением материально-бытовых условий жители старого Гоора переселились на более ровное место. Построены дома современного типа, крытые шифером и железом, застекленные веранды, перед домами разведены сады. В селе имеется средняя школа обеспеченная полностью педагогическими кадрами, ФАП, ясли - сад, библиотека, дом культуры. Построены памятники павшим в Гражданской войне и в отечественной войне I94I - I945 годов.
         Более 250 гоорцев имеют высшее образование, более 230 среднее -специальное. Из селения Гоор вышли: 2 — академика, 8 - кандидатов наук, I - заслуженный врач РД, 5 - заслуженных учителей РД, 3 - заслуженных работников культуры РД и I - народный артист РД. В настоящее время более 50 человек обучаются в разных ВУЗах РД и РФ. Выходцы из Гоора работают на руководящих должностях как в районе, так и за его пределами. Многие из них награждены государственными наградами, орденами, медалями, почетными грамотами и т. д.

     Краткая история селения Гоор-Хиндах


     Хиндах - село не очень большое. В настоящее время в селении проживает 70 хозяйств. Старое селение хиндахцев было разделено на 2 маленькие поселения. Оба поселения находились на возвышенностях. Раньше люди дома строили на возвышенных местах, сохранив земли для посевов и для лучшей защищенности от внешних врагов.
     В I958 г. жители этих двух поселений переселились на равнинное место. Причиной служило то, что воды приходилось нести кувшинами издалека, селение расширять не было возможным, там на холмах чувствовалось нехватка земли.
     Из села на войну I94I-45 г.г. уехали 2I чел. Из них II человек не вернулись. За пределами села проживают 30 хозяйств , а в селе проживают I85 человек.
В настоящее время в с.Хиндах четверо имеют ученую степень, 46 человек — высшее образование, свыше 35 человек среднее специальное образование, I6 человек учатся в высших учебных заведениях страны.
В селении Хиндах имеется святое место, куда приезжают паломники окрестных сел. Это место расположено между речкой и селом Хиндах. Существует предание, что в очень бедной семье родился и рос мальчик, которого звали Исмаил. Из-за нужды мальчику приходилось пасти коров односельчан. Однажды шел сильный дождь, после чего стало темно из-за тумана. Беспокоившиеся сельчане и мать Исмаила к вечеру пошли навстречу Исмаилу. Люди заметили, что у каждой коровы на рогах горели свечки и им на дороге было светло, они шли за мальчиком. После этого случая сельчане больше не пустили Исмаила пасти коров. Есть у этого Исмаила еще много чудесных происшествий. С I997 года в селении построили большой мечеть для сельчан.
    В настоящее время в селе действует библиотека, сельский дом культуры, начальная школа, фельдшерско-акушерский пункт и магазин.
    Основное занятие Хиндахцев овцеводство, животноводство и садоводство.