Карта Шамильского района

укажите село, чтобы получить
информацию

Кремль Правительство Сайт НСРД Официальный интернет-портал правовой информации

село Хотода

 

     

 Гаджиев Магомед Гасанович , 1960 г.р., глава МО «село Хотода», образование высшее, закончил в 1988 г. ДСХИ, 

 

    История селения «Хотода» своими корнями уходит в глубокую древность. Существует предание о том, что первоначально селение располагалось на плоскости, ныне она имеет название «росукь». Этому свидетельствует часть стены, скрытая от взора людей земельным пластом толщиной I,5 метра, которая обнажилась в результате оползня в паводковый период. И было это село такое большое, что в походы (скорее это были набеги) отправлялись из него I00 юношей всадников одинакового возраста, т.е. I7-I8 лет на белых конях.
    В настоящее время селение расположено на солнечной стороне долины «Гидатль». Название села произошло от травы, обильно растущей на окрестных склонах, которая на местном диалекте называется «хIет». В арабских источниках учеными историками Дагестана было найдено упоминание о некоем Шамхале, который в то время правил всем Гидатлем. Селение «Хотода» было передано по настоянию второй жены Шамхала в наследство детям от его первой жены, за что оно и поныне называется дочерней долей. А потом, по преданию предков, разразилась сильнейшая эпидемия холеры. Люди умирали целыми семьями, и мало кто остался в живых. Когда в селении остались считанные люди, в интересах своей защиты от внешних врагов, а к таковым могли быть отнесены даже жители соседних селений, ибо и они зачастую вели себя чрезвычайно агрессивно, они начали строить себе жилища в укрытом со всех сторон месте «ИхIино». В последующем жизнь шла своим чередом. Ночи сменялись днями, шли годы, и увеличивалось население села. К этому времени, когда село в местечке «ИхIино» процветало, относится и упоминание о первых феодалах. В частности рассказывают о богатом феодале Эрмени ХIажиё, из закромов которого пшеничная мука, когда была вынесена на поляну из-за того, что она вследствие долгого хранения пришла в негодность, стояла амбарами под открытым небом. Еще в преданиях упоминают о некоем хане ГIайла ГIащикъе, дворец которого находился на самом видном месте в «ИхIино», и который впоследствии был убит урадинцами в споре по поводу пастбищ и сенокосов в местечке «Ц1алано». По мере роста населения в «ИхIино» стало тесно и люди начали постепенно переходить на склон к югу от «ИхIино», где и находится в настоящее время основная часть старого села.
    В настоящее время по мере роста благосостояния жителей село переживает четвертое по счету переселение. На этот раз снова на плоскость, где нуждающимся в жилье были предоставлены земельные участки для строительства жилых и хозяйственных построек.
    Всем известно, что селение «Хотода» является родиной легендарного Хочбара, который возглавил самоотверженную борьбу Гидатлинского вольного общества за свою свободу и независимость против притязаний хунзахских ханов на гидатлинские владения. Хочбар являлся не только легендарным героем, но и исторической личностью, что подтверждается наличием в селении Хотода его потомства, а также историческими данными о нем.                                                                                                                     В старом селе еще сохранился и дом со сторожевой башней, в котором жил наиб имама Шамиля Мугурил ГьитIинав. Говорят, что в этом доме останавливались и гостили у него люди в белых чалмах. Есть предположение о том, что Шамиль со своими мюридами останавливался в этом доме, так как здесь пролегает кратчайшая дорога в Гуниб. Мугурил ГьитIинав является единственным наибом Шамиля, который был похоронен в родном селе, тогда как остальных хоронили на поле брани. Он погиб в сражении с отрядами князя Орбелиани при селении Буртунай.
    Наиболее древними, влиятельными и многочисленными в селении считается два тухума: «Мугурилал» и «Мачилал». Но есть и сравнительно многочисленный тухум «ХIанталал». Эти тухумы имеют свои многочисленные дочерние и сыновние отпочковивания, но все представители тухума продолжают придерживаться своих родственных отношений.
    Основным источником пропитания, как и для всех горцев, для наших сельчан было земледелие и скотоводство. Сельчанин имел передаваемый по наследству от отца к сыну большие и малые земельные участки, небольшое количество крупного и мелкого рогатого скота и домашнюю птицу. А некоторые более состоятельные семьи располагали садом и виноградником.
    Так было до конца 20-х годов ХХ-го столетия. В 20-х годах в селении появляются первые формы кооперации - совместная обработка земли. Они назывались товариществами. За годы советской власти, во время строительства колхозов, наиболее состоятельных людей «кулаков» насильно заставляли вступить в колхозы, но многие были против этого.
    В I936 году сельчане, кто добровольно, а кто и по принуждению сверху объединили свои пахотные земли, сельскохозяйственный инвентарь, рабочий, а частично и продуктивный крупный и мелкий рогатый скот и образовали коллективное хозяйство.Избрали правление и председателя колхоза, которым стал более образованный для того периода сельчанин Малахов Абдула. Через два года, т.е. в I938 году на этом посту его сменил Хуршиев Абду.
    В период становления и развития колхозного производства на долю сельчан выпали суровые испытания военного лихолетья. На фронт отправлялось взрослое мужское население, годное к несению военной службы. Все производство в колхозе свалилось на плечи стариков, женщин и подростков. Вдобавок ко всем тяготам военного времени и без того еще слабая экономика колхоза должна была поставить фронту почти всю производимую в колхозе продукцию. На свой трудодень, которым измерялось трудоучастие в колхозе, колхозник получал I0 копеек деньгами и I стакан (200 граммов) натурой (т.е. зерном). Чрезмерно ухудшалась жизнь колхозников, но они терпели, еще усерднее работали, чтобы помочь армии и как можно ускорить победу над врагом.
    В послевоенные годы экономика колхоза начала быстро набирать темпы. Колхоз получил кутаны на прикаспийской низменности, что позволило увеличить поголовье скота, расширились посевы под зерновые, началась закладка садов в окрестностях села. Колхоз смог приобрести грузовой транспорт, сельскохозяйственную технику. Для укрепления колхоза, обогащение его экономики, улучшение жизни сельчан, культуры и быта на селе очень многое сделал умело руководивший колхозом в течение более 30 лет Махачев Магомедгаджи Гитинович. Сельчане очень благодарны ему за это. При нем колхоз не сходил с районной доски почета. Он являлся кавалером ордена «Красного знамени»и «Знак почёта». До I990-х годов колхоз носил имя выдающегося болгарского революционера коммуниста - Георгия Димитрова, а потом он был переименован в колхоз им. Хочбара - легендарного героя борца за свободу и независимость от Хунзахских ханов. Самозабвенный труд крестьян-колхозников вывел колхоз в ряд передовых хозяйств района.
    На полях сражений во имя свободы своего народа и независимости своей Родины геройски погибли сельчане: Алиев Гасан, Алиомаров Г-М. Абдулмеджидов Гасан, Адалов Магомед, Ахмедов Удурат, Бороев Магомед, Будунов М-г., Генчуев Гаджи, Мухаев Хадир, Мусаев Гаджи, Чакарило, Мансуров Г, Шехилов Муса, Энков Гаджи, Энков Гитино.                                                                                                                    Немногим удалось выжить и вернуться, но вернулись с высокими боевыми наградами. Среди вернувшихся были: Ахмедов Магомед (ЦIабакино), награжденный Орденом Отечественной войны I степени. Кавалерами многих орденов и медалей были Нурмагомедов Хирамагомед, Нурмагомедов Ибрагим, Магомедов Батомагомед, дошедший с боями до реки Эльбы и встретивший там американцев, а потом побывавший и в поверженном Рейхстаге в самом центре Берлина. Гаджиев Гасан, испытавший ужасы блокады в Ленинграде. Исаев Магомед, рядовым бойцом ушедший на фронт и вернувшийся с войны в чине старшего лейтенанта с полной грудью правительственных наград. Дибиров Магомед, участвовавший в очищении Дальнего Востока от японских милитаристов-захватчиков. Усманов Гелач, награжденный Красной звездой и многие другие...
    В эти тяжелые годы военного времени колхозное производство переложилось на плечи женщин, подростков и стариков, которые с достоинством вынесли эту тяжелую ношу. День Победы 9мая I945 года в селении Хотода отмечался с особым вдохновением. Гинчу МухIа играл на своем барабане, а на зурне - знаменитый зурнач Гелач Усманов. Радостно были озарены лица людей. Со слезами на глазах вспоминали о погибших и не вернувшихся с поля боя сельчанах.
    В I927 году в селении Хотода была открыта начальная школа для обучения детей и пункт по ликвидации безграмотности для взрослого населения. Заведующим начальной школой и первым учителем являлся ныне покойный Гасанов Гаджи (Лъебел ХIажи), а в пункте по ликвидации безграмотности работали тоже ныне покойные: Айла Патимат - работала с женщинами и Ахмедов Абдула - работал с мужчинами. Начальная школа в селении просуществовала вплоть до I958 года. Она ютилась в двухкомнатном доме,конфискованном у раскулаченных сельчан. Затем было построено новое здание для школы - уже зав.школой Гаджиевым Гасаном. С I958 года до открытия средней школы в I977 году дети сельчан учились сначала в семилетней, а потом в восьмилетней школе. С I977 года в селении функционирует современная средняя школа с двухэтажным зданием, кабинетным обучением, которая оснащена всем необходимым и в которой работают все специалисты с высшим образованием.

   Очень многое для становления средней школы, для развития образования в селении сделал долгие годы, т.е. с начала 60-х и до начала 90-х годов, руководивший школой ныне покойный Махачев Магомед Гитинович, которому очень благодарны сельчане. 

    С I940-х годов и вплоть до конца 50-х годов в селении функционировал еще один очаг культуры - изба-читальня, которая позже была преобразована в библиотеку. С I960-х годов в селении был открыт сельский клуб, затем переименованный в сельский Дом культуры и который функционирует до сих пор.