Новости и события

30 Ноября 2017 года День Матери
23 Ноября 2017 года Подвели итоги конкурса

Карта Шамильского района

укажите село, чтобы получить
информацию

Кремль Правительство Сайт НСРД Официальный интернет-портал правовой информации

село Тидиб

     Гусенов Гусен Алдухович, 1962 г.р.,

глава МО «с/с Тидибский», образование высшее, ДГПИ

 

     Сельсовет Тидибский образован Постановлением Призидиума ЦИК ДАССР от 6.I0.I929 г. за счёт разукрупнения Урадинского сельсовета.Постановлением ПВС ДАССР от 8.02.I947 г. присоединена территория упразднённого Дагбашского сельсовета. Указом ПВС ДАССР от 22.II.I954 г. присоединена сел. Накитль из Урадинского сельсовета.

       Возникновение села Тидиб учёные относят к XIII веку. Оно расположено в живописной Гидатлинскои долине, в которой археологами выявлено более 20 археологических памятников, свидетельствующих о жизни людей с далекой древности. В селении было построено две башни, которые преследовали оборонительную цель. Верхняя башня имела высоту семи этажей. Имелся подземный колодец. Путь к нему лежал через подземный ход на глубине 8 метров. Длина подземного хода достигала I00 метров. Каждый дом делился на две половины: хозяйскую и кунацкую. Кунацкая располагалась на втором этаже. Свет проникал в дом через маленькие окна без рам и стекол, а также через узенькие отверстия в стене, которые служили амбразурами. Печку топили по чёрному. Мебелью служили табуреты, нары из дерева с резьбой. Украшением в кунацкой были ковры и паласы. Мужчины одевали черкески, шубы, папахи, бурки, женщины - платья, головные уборы, шаровары.
         Селение издавна делилось на четыре тухума: Артукилал, Хайдарилал, Хандилал, Нахатилал. Через Гидатль проходил важнейший в стратегическом и торговом значении путь в Самур, на Курах и в Чечню. Жители с. Тидиб занимались земледелием, животноводством, разнообразными видами ремесла. До распространения христианства в селении господствовало язычество. Свидетельством тому служат множество камней с изображением сцен охоты, военных столкновений, лабиринтов, рисунков. Проникновение христианства в с.Тидиб началось в IХ-Х вв. и продолжалось до II половины ХV в. Были найдены 11 камней с изображением крестов, христианские захоронения, развалины христианской церкви. Вслед за христианством в ХV веке проникло и мусульманство.
         Годом окончательного принятия ислама в Гидатли считается 880-I475 год. Распространителем ислама здесь был Хаджи-Удурат из с. Мачада. В конце ХVII века в с.Тидиб была построена мечеть, к которой позже был проложен деревянный водопровод. Сейчас закончена строительство новой современной сельской мечети, к которому все свои усилия приложил Омаров Саидбег. Из селения вышло немало людей о глубокими знаниями об исламе, тарикате. К таким шейхам, устарам относились Магомед Ибрагимхалил, Ахбердило, Магомед Омар. Шуайб Дибир и др. Множество тидибцев совершили хадж в святые места. Одним из образованных людей своего времени был житель с.Тидиб Магомед Хандиев - основатель азбуки и хрестоматии аварского языка. Он же первым перевёл на аварский язык "Сказку о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина. С М.Хандиевым встречался П.К. Услар - член-корреспондент Российской Академии наук. Русский ученый был изумлен умом и стремлениями М.Хандиева.В селении Тидиб побывали художники
Е.Е. Лансере и Джемал, которые зарисовали аул на своих полотнах. В I887 году в ауле побывал выдающийся русский ученый М. Ковалевский - автор книги "Закон и обычай на Кавказе". Здесь в I840 - I842 гг. побывал известный художник Г.Г.Гагарин.
        В селении была создана стройная система, управления. Во главе села стоял стареишина-бегавул. Он созывал сельский сход, претворял в жизнь его решения, следил за соблюдением общественного порядка, взимал штрафы. Религиозными делами в селении занимались сельский дибир и будун. Строго регламентировалось время начала и конца сельхозработ и превращения пашен в пастбища. Всё взрослое мужское население (и юноши, достигшие I5 лет) обязаны были нести воинскую повинность в пользу села. Каждый должен был хранить оружие и пищу на три дня и по призыву сельского глашатая быстро собраться у мечети. Имеются сведения о том, что в селении существовал кодекс законов села. И те "Гидатлинские адаты", которые ныне имеют хождение, принадлежали сельчанину Чурилову Гасану.
     Тидибцы приняли активное участие в Кавказской воине, немало их сражалось в войсках Шамиля. При пленении Шамиля в Гунибе переводчиком здесь между Барятинским и Шамилем был Магомед Хандиев. Ещё более активное участие приняли тидибцы в восстании I877-I878 гг. против царизма, (малый шариат). В Гидатли завязались ожесточённые бои, а в Тидибе" каждую саклю приходилось брать после жестокого боя". Несколько семей после подавления восстания были отправлены в Сибирь. В годы гражданской войны в с.Тидиб побывал Нажмудин Гоцинекий и попытался поднять контрреволюционный мятеж. Для подавления мятежа, сюда был брошен отряд XI Красной Армии, во главе с Лапиным и отряд Кара Караева. После небольших переговоров в селе была установлена Советская власть.
       В I929 голу в с.Тидиб было открыто два ликбеза. В I93I г. была открыта начальная школа. В I940 г. была открыта семилетняя школа, в этом же году создана пионерская организация им.У. Громовой (теперь Р.Гамзатова). В сельской школе работали русские учителя: Ошибская, Шаболина, Крылова и др. В I947 г. завершилось строительство нового двухэтажного здания школы. Школа в I959 г. быль преобразована в восьмилетнюю, а в I975 г. в среднюю. В I985 г. в селении открыть новая современная школа со всей необходимой учебно-материальной базой. В разные периоды директорами школы работали Гунашев, Гаджиев, Ибрагимов, Абдулмагомедов. Коренным образом работа школы изменялся с I966 года, когда директором школы был назначен Алиев Ибрагимхалил Магомедович.
       История с. Тидиб неразрывно связана с историей колхоза. Ещё I929 г. в селении был создан бедняцкий комитет, а колхоз был организован в I93I году и назван именем Махача Дахадаева. За высокие показатели колхоз был награжден многочисленными грамотами, дипломами. В I979 г. колхоз был реорганизован в совхоз "Тидибский". В селении в I938 году была построена маленькая гидроэлектростанция впервые в нагорном Дагестане и в саклях тидибцев загорелись "лампочки Ильича".
         Во время Великой Отечественной войны в армию было призвано 89 человек, из них не вернулись 54 человека. Офицерами войну закончили майор Гаджимагомедов, лейтенант Магомедов, младаший лейтенант Байбунов, политрук Гаджиев. Сельчане участвовали в строительстве оборонительных сооружений, отправляли посылки на фронт. В селении функционирует филиал школы искусств, действуют сельская и школьная библиотеки, дом культуры, музей, чайный цех и т.д.
        Среди жителей с. Тидиб много знаменитых деятелей науки, культуры, спорта, награжденные правительственными наградами. Это энергетик Гаджиев Расул, депутат Верховного Совета, ДАССР Хайбулаев М., министр, здравоохренения Ибрагимов И., директор Тидибской средней школы Алиев И., академик Ибрагимов Танка, Заслуженный строитель РД Магомедов М. И., Почетный дорожник Гасанов Г.А., полковники Далгатовы, доктор медицинских наук Ахмадудинов М., Заслуженный врач РФ Алиев Ибрагим, Заслуженный артист РД Омаргаджиев Абакар, чемпион мира по боксу Багужалов Нусалчи и многие другие. Жители с.Тидиб по праву гордятся своими знаменитыми земляками, их боевыми и трудовыми подвигами, историей своего прекрасного края.

                                                                   Из история с. Накитль
      Селение Накитль является одним из семи сел гидатлинского участка Шамильского района. Старое селение со всех сторон окружено труднодоступными горами и дорога туда только одна. Новое селение накитлинцы построили на более доступном и легком для жизни месте.
В переписи I889 года Российской империи указывается, что в селении было только шесть хозяйств.
Есть еще у накитлинцев такое предание, что в лихие времена при надобности селение мог выставить одновременно I50 вооруженных всадников.
     В стенах старой мечети села есть камень с христианским крестом. Есть старые могилы доисламского происхождения. В них умершие похоронены в сидячем состоянии вместе с серебряньми украшениями и разной утварью. Раньше в селении существовал и такой обычай: если воин умирал на поле брани или по иной причине, то его конь и оружие разыгрывался на скачках и доставался победителю. Такой обычай существует у одной из народностей Индии. Мы не говорим, что с.Накитль появился раньше всех селений Гидатлинского участка, мы говорим, что оно очень старинное селение. Такова история происхождения и существования селения Накитль.
      Современное селение находится на более приспособленном для проживания месте. В селении имеется старая и новая две мечети, начальная школа, медпункт, клуб, магазин. Проведена автодорога. До I95I года селение входило в Урадинский сельсовет. Со дня создания колхоза в с.Тидиб в I936 году с.Накитль входил в тидибский колхоз. В I939 году с.Накитль отделили от колхоза -.Тидиб и создали в селении колхоз им. Тимошенко. Первым председателем колхоза был Нуров Ибрагим. В I95I году колхоз им. Тимошенко упразднили и опять с. Накитль вошел в колхоз им. Дахадаева с.Тидиб.
Во время Великой Отечественной войны из этого маленького селения на войну ушли I5 человек. Не вернулись с войны 8 человек. Несмотря на все усилия, памятник не вернувшим с войны односельчанам так и остался недостроенным.